Праздник Ханука | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Праздник Хануки [↑]

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Что такое Ханука? [↑]

Ханукальный подсвечник — «Ханукия» — каждый день зажигают на одну свечу больше.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.» (Шабат, 21)

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.» (Рамбам, «Законы Хануки», 3)

На Хануку принято жарить традиционные пончики — суфганиет

Как пишет далее Рамбам и другие комментаторы, мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления Вс-вышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Этот праздник назвали «Ханукой» — днем, когда еврейский народ, наконец, вздохнул свободно.

В самом названии праздника содержится намек на это. Дело в том, что слово «Ханука» можно прочитать как Хану-ка, на иврите — «отдохнули двадцать пятого».

Дни Хануки — дни прославления и благодарения. Для того, чтобы прославлять в эти дни Вс-вышнего, в утренней молитве Шахарит в Хануку читают Галлель — специально отобранные Псалмы Давида — целиком, не пропуская отрывки, которые пропускают в Рош Ходеш, в седьмой день Песаха и в полупраздничные дни (холь hа-моэд) Песаха.

В знак нашей благодарности за чудесное спасение, посланное нам Вс-вышним во времена Хашмонаев, мы включаем во все молитвы и некоторые благословения особый ханукальный отрывок: «За чудеса… совершенные в дни Матитьягу — первосвященника…»

Ханукальные светильники [↑]

Для исполнения заповеди достаточно каждый день Хануки зажечь как минимум одну свечу. Свеча может быть и парафиновой, однако зажигать свечу с оливковым маслом предпочтительнее — в память о Храмовой Меноре

Если это возможно, следует наполнять ханукальные светильники очищенным оливковым маслом и пользоваться фитилем, скрученным из хлопковых волокон, поскольку в таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло. Но годятся и любые другие масло и фитиль, если их пламя горит ровно и не дает копоти. Можно зажигать и восковые, сальные или парафиновые свечи.

Светильник должен быть красивым и хорошо начищенным, желательно — металлическим или стеклянным. В глиняном светильнике можно зажечь огонь только один раз, ибо он сразу же становится непривлекательным и не годится для исполнения заповеди уже назавтра.

Остатки фитиля и масла, использованных для зажигания ханукального светильника, можно использовать еще раз.

Это же относится и к парафиновым и восковым свечам — все пригодные для исполнения заповеди предметы можно использовать изо дня в день.

Как их зажигают [↑]

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.

Каждый следующий день Хануки добавляют свечу с правого конца Ханукии, а зажигают — наоборот — от левой свечи к правой

Берут «ханукию» — ханукальный подсвечник с восемью светильниками — и зажигают в первый день крайний правый светильник.

Во второй день к нему добавляют один светильник слева и начинают зажигать с него (т.е. зажигают слева направо), и так каждый день — прибавляют по светильнику слева и начинают зажигать огни с него, то есть слева направо.

Этот порядок установлен, чтобы напомнить, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, ибо напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Поэтому всегда зажигают первым новый светильник; зажигание их слева направо — часть общего правила, установленного для всех мицвот, к которым это может относиться: двигаться слева направо.

Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую.

В первый вечер Хануки, прежде чем зажечь светильники, произносят три благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальный светильник», «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это время [года]» и «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, досуществовать и дойти до этого времени».

После этого зажигают светильники.

Третье благословение — «Давший нам дожить…» — произносят только, когда зажигают светильники в первый раз в течение праздника — либо в первый день его, либо во второй, третий и т.д., если что-либо помешало зажечь их раньше — и больше не повторяют.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник — шамаш («служебный»).

Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

Необходимо также, чтобы чтобы помещение было достаточно освещено и без ханукальных светильников и шамаша.

Не принято зажигать друг от друга даже ханукальные светильники, находящиеся на одной «ханукии».

Во время зажигания светильников все домочадцы должны собраться вместе, ибо заповедь требует именно огласки, прославления чуда.

После зажигания первого светильника произносят или поют слова «аНерот алалу» («Эти светильники»), а также праздничные песни.

Где зажигают Ханукию [↑]

Мудрецы постановили, что светильники следует зажигать у главного, ближайшего к Ршут Гарабим («Общественной территории») входа в дом, с левой стороны двери, напротив мезузы. Светильники не должны находиться на высоте, меньшей трех ладоней (около 24 см) и большей десяти ладоней (около 80 см) от земли. Тем не менее, если светильники установлены на высоте от 10 до 20 ладоней, заповедь все-таки считается выполненной.

Все эти правила установлены для лучшего прославления чуда, ибо в этом месте и на этой высоте светильники наиболее заметны.

В наше время многие ставят светильники на подоконники окон, выходящих на улицу.

Светильники не следует ставить на стол внутри квартиры, поскольку в таком случае не происходит всеобщее, публичное «оглашение» чуда.

Тому, кто живет в высоком доме, и его окно выходит на улицу на высоте более двадцати локтей (т.е. около десяти метров), не следует зажигать светильники на подоконнике. В таком случае предпочтительнее зажечь их у того входа в квартиру, которым пользуется большинство входящих, с левой стороны двери.

Когда зажигают Ханукальные свечи [↑]

Существует два наиболее распространенных обычая:

1. Зажигать ханукальные светильники с закатом солнца (согласно мнению Виленского гаона раби Элияу). Так поступают во многих литовских общинах (некоторые ждут несколько минут после заката солнца).

2. Зажигать с выходом звезд, так поступают во многих хасидских и сефардских общинах. Как правило, после появления звезд произносят вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажигают ханукальные огни.

Каждый должен поступать в соответствии с обычаем, принятым у него в общине.

Если это время было по каким-то причинам пропущено, ханукальные свечи можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до времени зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, когда уже можно зажигать свечи, или, по мнению Виленского гаона, после захода солнца, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось достаточно масла для горения хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Кто зажигает Ханукальные свечи [↑]

Исполнять эту заповедь обязаны все — и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него.

Сын, живущий в доме у своего отца, обязан зажечь отдельный светильник, если у него есть своя комната или угол в доме. Если нет, светильники за него зажигает отец. У сефардских евреев принято, что ханукальные светильники за всех домочадцев зажигает глава семьи.

Гость тоже должен зажигать светильники, если ему отведена в доме особая комната или угол. Если нет, то он обязательно должен принять хотя бы символическое участие в расходах, связанных с зажиганием светильников, и тогда заповедь за него может выполнить хозяин дома.

В синагоге ханукальные светильники благословляют и зажигают между молитвами Минха и Маарив. Тот, кто благословил и зажег светильники в синагоге, дома делает это еще раз.

Вообще — зажигать светильники надо повсюду, где постоянно собираются люди — ради публичного свидетельства о чуде.

В синагоге ханукальные светильники зажигают у южной стены здания.

В доме, где ханукальные светильники зажигают несколько человек, нужно поставить подсвечники на таком расстоянии друг от друга, чтобы было хорошо видно, сколько огней зажег каждый.

«Заповедь Хануки в высшей, особой степени угодна Вс-вышнему. Человек должен исполнять ее со всей тщательностью, повествуя о чуде и умножая хвалы Вс-вышнему, сделавшему его для нас. Даже тот, кто кормится подаянием, пусть попросит милостыню или продаст свою одежду, купит на добытые таким образом деньги масло и зажжет светильник.

Тот, перед кем в канун субботы стоит выбор — купить масла для ханукальных светильников или вино для субботнего кидуша, должен предпочесть заповедь Хануки и купить масло, даже если в таком случае у него не будет вина для кидуша.

Поскольку обе эти заповеди установлены еврейскими мудрецами, следует предпочесть ту, которая содержит память о чуде.» (Рамбам)

Законы Хануки [↑]

Все восемь дней Хануки в утреннюю молитву включается полный Галлель, а специальный ханукальный фрагмент «За чудеса…» включается во все молитвы и некоторые благословения (в том числе в благословение после трапезы — Биркат Амазон).

В синагогах читают раздел Торы «Начальники колен» (Бамидбар, 7), рассказывающий о жертвах, приносившихся в Храме при обновлении жертвенника. Каждый день читают о жертвах, принесенным главой одного из колен, а в восьмой день читают о жертвоприношениях главы восьмого и всех оставшихся колен. Затем читают «Это — [дары] в честь обновления жертвенника…» и завершают чтение Торы первой частью раздела «Когда ты будешь зажигать светильники» — до слов «Так сделал он светильник».

Тот, кто по ошибке пропустил слова «За чудеса…» в молитве «Восемнадцать благословений» и вспомнил об этом до того, как произнес Имя Вс-вышнего в конце благословения «Благодарим…», возвращается назад и произносит отрывок «За чудеса…» если же он вспомнил об этом позже, то заканчивает молитву без этого фрагмента.

Если Рош Ходеш Тевет пришелся на субботу, то в Биркат Гамазон читаются три дополнительных фрагмента: «За чудеса» — в честь Хануки, «Да будет угодно…» — в честь субботы и «Да поднимется и придет…» — в честь Рош Ходеш. Это — самое длинное благословение после трапезы в году! В синагоге в таком случае выносят сразу три свитка Торы. По одному из них шесть человек читают недельную главу Торы, по другому седьмой человек читает отрывок, посвященный жертвам новомесячья, а по третьему читают о жертвоприношениях глав колен — в честь Хануки.

Все восемь дней Хануки не оплакивают мертвых и не постятся, однако можно совершать любую работу. Однако если умер еврейский мудрец — его оплакивают и в Хануку.

Магарилъ писал: «Традиция донесла до нас, что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники, то есть, в то время, когда исполняется заповедь». Намек на это содержится в самом слове Ханука — «Хану-ка» («отдохнули 25-го [Кислева]»).

Существует обычай, запрещающий женщинам работать, пока горят ханукальные светильники, и от него не следует отступать. В некоторых сефардских общинах женщины не работают либо все восемь дней праздника, либо в первый и последний его дни.

Женщины выполняют обычай воздерживаться в Хануку от работы более строго, чем мужчины, потому, что военной победой над греками еврейский народ был, как рассказывает Талмуд, в значительной степени обязан женщине — Йегудит, дочери первосвященника Йоханана. Этот обычай является признанием заслуг еврейских женщин всех поколений.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.

Обычаи Хануки [↑]

Хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах Хануки.

В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой.

В Хануку уделяют особое внимание обучению детей Торе. Во многих общинах устраиваются различные мероприятия, задача которых — пробудить в детях тягу к глубокому изучению Торы. Существует обычай раздавать детям в ходе этих мероприятий «ханукальные деньги» с тем, чтобы привлечь их внимание и интерес.

В диаспоре многие раввины покидали в дни Хануки свои города и отправлялись в деревни и местечки, где жили евреи, чтобы обучать их Торе. Таким образом евреи, жившие в далеких деревнях, могли хотя бы раз в году встретиться с выдающимися знатоками Торы и поучиться у них.

Дети в дни Хануки играют в свивон — четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй (в диаспоре — шин). Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь (в диаспоре — там, в Эрец Исраэль)». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Главный обычай Хануки — Хинух, воспитание — (однокоренное со словом «Ханука» слово на иврите) — воспитание как детей, так и всего народа. Его задача — добиться того, чтобы евреи не забывали о милости, оказанной им Вс-вышним, прославляли Его и исполняли Его заповеди.

День Обновления [↑]

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаев, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаев.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана (Скинии Завета) в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Вс-вышнего, Моше собрал его».

«Моше пришлось ждать так много времени, потому что Вс-вышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Вс-вышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме». (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Г-спода, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило — не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

р. Элияу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

Это очень древняя и важная традиция для евреев. Праздник не привязан к конкретному календарному дню, и в 2019 году он отмечается сегодня.

Ханука - что это за праздник?

По-другому Хануку называют священным днём свечей - в знак чуда освящения Храма после ожесточенной битвы армий Иегуды Маккавея и Антиохи. Это сражение имеет давнюю предысторию и уходит корнями в 164 г. до н.э.

Считается, что Ханука длится 8 дней, а стартует с 25-го дня еврейского месяца кислева.

История этого религиозного праздника имеет такую же религиозную основу.

Ханука - что это за праздник?

Всё началось в 4 веке до нашей эры, когда жители Иудеи добровольно перешли под предводительство Александра Македонского. И при этом военачальнике всё было хорошо. Спустя 9 лет царствования воин скончался, и его место начали делить его наследники. В итоге на престол взошла египетская семья Птолемеев, которая и просуществовала у власти около 100 лет.

Это столетие ознаменовалось стабильностью. Но в 198 г. до н.э. египетскую династию свергли Селевкиды - греки Ассирии. И несмотря на волнения иудейцев, начало правления завоевателей было хорошим. Налоги снизили, а их благословенную культуру обещали не трогать. Право “жить по законам отцов” - было наиважнейшим правом для иудейцев. Но с течением времени греки всё же начали внедрять эллийскую культуру среди еврейского населения.

Ханука - что это за праздник?

Пиковой точкой стало восшествие на престол Антиоха Епифана, который ввел жесточайшую диктатуру в отношении неприятия культуры коренного населения Иудеи. Тору запретили, храмы грабили, Иерусалим был переименован.

В ответ на ущемление веры иудеев поднялось народное восстание, которое возглавил Иегуда из семейства Маккавеев. Его дружина была менее многочисленной, подготовленной и вооруженной. Поэтому Иегуда рассчитывал тактику, при которой им не придется сталкивается лицом к лицу со всей армией греков - они совершали небольшие набеги на тот или иной отряд армии Антиоха. Так, за три года удалось очистить священные земли Иерусалима от чужаков. Это была победа.

Ханука - что это за праздник?

Легенда гласит, что когда евреи поднялись на гору в Храм, они нашла там масло для свечей. Его количества хватило бы светить целые сутки. Но каким-то чудом огонь продержался 8 дней. Так, был по новой освящен Храм.

Ханука - что это за праздник?

Именно по этому преданию, евреи зажигают свечи в ханукии - по одной свече каждый день, и так все 8 дней. У детей во время празднования Хануки - каникулы, им дарят подарки и дают деньги. Взрослые также отмечают этот великий праздник.

Ханука – один из самых важных еврейских праздников. Ежегодно иудейский мир отмечает восемь дней “обновления”, что и значит название праздника. Празднование Хануки связано со старинными обрядами, ритуалами и поверьями.

В 25-й день Кислева (приблизительно 9-12 декабря) начинается празднество, которое отмечают евреи в каждом уголке мира. Ханука – не просто торжество, оно имеет немало священных символов. Почему же в этот праздник еврейский народ зажигает свечи? И какие другие интересные традиции связаны с Ханукой?

Значение Хануки

Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.

Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.

Флёрова Елена Николаевна «Ханука»
Зажжение свечей – важный ритуал праздникаФлёрова Елена Николаевна «Ханука»

Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.

Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.

Празднование Хануки, 1949 год
Ханука – праздник света у еврейского народаПразднование Хануки, 1949 год

История праздника Ханука

Но когда же впервые стали её праздновать? В далёком прошлом, ещё во времена правления Александра Македонского, когда земли Израиля принадлежал Сирии и Греции, два народа пытались найти взаимопонимание.

Евреи старались оставаться законопослушными гражданами, а греки снисходительно относились к иной вере на завоёванных землях. Когда к власти приходит Антиох IV Эпифан, начинаются резкие перемены в худшую сторону. Новый сирийский властитель старался навязать покорённым народам греческие верования, что вызывало волнения и отторжение.

Грозя казнью евреям, Антиох IV запрещал исповедовать собственную религию. Более того, в Иерусалимском храме был установлен алтарь Зевса, что стало страшным осквернением священного места. Конечно, подобные поступки Антиоха вызывали всё больше гнева народа.

Итогом стало восстание в Модине, а через несколько лет евреи восстановили справедливость.Если же посчитать общее время борьбы, получим то же число – двадцать пять лет.  Предания рассказывают, что после повторного освящения храма были выброшены все реликвии идолопоклонников.

Но евреи столкнулись с трудностью. Практически все кувшины с маслом, что поддерживало огонь в светильнике, были осквернены. Оставался лишь совсем крошечный сосуд. Масла из него едва хватило бы на сутки, но случилось невероятное – огонь продолжал гореть все последующие дни, подтверждая свершившееся чудо.

Елена Флерова «Ханукия»
Елена Флерова «Ханука»

Символы и традиции Хануки

Символом Хануки стала ханукия, именно так евреи называют подставку для свечей. Она отождествляется в этот праздник со стойкостью духа, решимостью и победой света и добра. В древности ханукию было принято вешать возле входной двери слева.

Позднее, когда каменные дома заменили деревянные, и люди стали опасаться пожаров, было негласно решено оставлять подставку со свечами на подоконнике. Сегодня в каждой еврейской семье есть ханукия, причём изделия значительно отличаются по размерам, форме и материалу, из которого сделаны.

Герман Гольд «Ханука», 2010 г.
Герман Гольд «Ханука», 2010 год

На Хануку обязательно нужно зажечь свечи, однако этот процесс должен быть выполнен в соответствии с системой ритуалов. Первым должен зажигаться крайний правый светильник. На следующий день зажигают ту свечу, что находится ближе всего к горящей. Каждый день добавляется по свече, а к концу праздника ханукия сверкает восемью огнями.

Зажигать свечи должен только глава семьи, отец или муж. Это считается особым искусством, поэтому мальчики учатся ему с ранних лет. Евреи верят, что при обряде зажжения огней должна присутствовать вся семья – так происходит благословение.

Борис Дубров «Праздник Ханука», 2006 г
Борис Дубров «Праздник Ханука», 2006 год

Зажигать ханукию можно и до заката, однако большинство евреев стараются подарить свечам огонь, когда на небе уже появляются первые звёзды. Хочу отметить, что ритуальные свечи и подставку под них нельзя использовать для бытовых нужд – ханукия должна быть задействована лишь во время праздничных ритуалов.

Как любой другой праздник, Ханука имеет свои поверья и запреты. В этот день нельзя горевать, оплакивать умерших – всё должно быть направлено к светлым помыслам и радости. На Хануку нельзя придерживаться поста, однако и устраивать пышные пиры не стоит.

В Израиле на время дней Хануки школьники отправляются на каникулы, чтобы проводить время с семьями. Женщинам запрещено заниматься домашними делами, хотя сегодня это поверье несколько смягчилось: можно работать, когда горят праздничные свечи. Во время Хануки приветствуются различные детские игры и забавы, за что малыши получают сладости и фрукты.

Ирина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 г
Хануку евреи отмечают даже на улицах городовИрина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 год

В наше время Ханука стала символом еврейской культуры, что даёт возможность почувствовать себя участником праздника даже туристам. В Израиле с недавних пор принято устанавливать на площадях и улицах большие ханукии, что позволяют душевно приобщиться к празднику даже представителям другой веры. Ханука – это действительно добрый и светлый праздник, что дарит людям радость и самые приятные впечатления.

Ханука 2020: когда отмечается, история и традиции, ритуальные блюда, подарки детям

Ханука — это праздник света, отмечаемый, согласно еврейской традиции, зимой. Праздник посвящен важному событию в иудейской истории, он имеет древние традиции и ритуалы. Хануку очень любят дети, поскольку на этот праздник им по традиции делают подарки.

Когда отмечается Ханука в 2020 году

Согласно иудейскому календарю, первый день Хануки приходится на 25 число месяца Кислев, праздник длится восемь дней. В 2020 году Ханука празднуется с вечера четверга, 10 декабря, до вечера пятницы, 18 декабря.

История праздника

Слово Ханука в переводе с иврита означает «освящение», «очищение», «обновление». События праздника приходятся на II век до нашей эры, на времена правления представителя династии селевкидов Антиоха IV Эпифана. При нем в Иудее стали усиливаться тенденции, связанные с постепенным отходом от религии, вплоть до нарушения основополагающего принципа иудаизма — единобожия.

Народ не стерпел оскорбления веры, и в стране началось восстание, которое возглавил представитель известной династии Хасмонеев по имени Матитьяху. Повстанцы, прекрасно знавшие местные горы, начали партизанскую войну, прячась от правительственных войск в многочисленных пещерах. После смерти Матитьяху руководство восставшими перешло к его сыну Иехуде (Иуде) Маккавею (Маккавей на иврите означает «молот»).

Кульминационным моментом восстания стало взятие войском Иуды Маккавея в 164 году до н.э. Храмовой горы Иерусалима, после чего восставшие вошли в разграбленный и оскверненный Храм. Для очистки Храма требовалось зажечь ритуальный семисвечник — менору, использовав для этого специальное чистое масло, на приготовление которого было необходимо восемь дней. В одном из закоулков Храма нашелся маленький кувшинчик с чистым маслом, которого могло хватить лишь на сутки горения меноры. Однако Маккавеи не хотели откалывать момент возращения Храму святости и зажгли менору, надеясь на Божью помощь.

Предание гласит, что Господь явил чудо — менора горела восемь дней, за которые успели приготовить и привезти чистое храмовое масло. В память об этом чуде и празднуется Ханука.

Традиции праздника

Девиз Хануки можно сформулировать так:

«Даже свет одной небольшой свечи способен разогнать большую тьму».

Главная традиция Хануки связана с зажиганием свечей, причем делать это можно максимально публично. Свечи зажигают ежедневно в течение всех восьми дней праздника, для этого используют специальный подсвечник — ханукию, которая предназначена для девяти свечей. Девятая — самая большая — свеча (на иврите «шамаш») является служебной, от нее зажигают все остальные свечи: в первый день — одну, во второй день — две и так далее.

Большие ханукии ставят во дворах синагог, иногда даже на улицах и площадях.

Ханука 2020: когда отмечается, история и традиции, ритуальные блюда, подарки детям

Вообще Ханука — праздник открытый, раньше в Петербурге в ханукальные дни проводились большие концерты на главных городских площадках с приглашением лучших звезд, в том числе Иосифа Кобзона. В последние годы в день, точнее, вечер зажигания первой свечи во дворе Большой хоральной синагоги проводилось фаер-шоу. Кроме того, ханукальная неделя знаменовалась большим концертом в Синагоге. Увы, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, все публичные мероприятия на Хануку пройдут онлайн, а зажигать свечи верующие будут в домашней обстановке.

Ритуальные блюда на Хануку

В память о сосуде с маслом, от которого была зажжена менора в Храме на Хануку принято есть блюда, жареные на масле. В первую очередь это пончики со сладкой начинкой (суфганиет), а также восточноевропейское блюдо латкес (картофельные оладьи).

Подарки детям

На Хануку детям принято дарить подарки, в том числе деньги, которые так и называются — ханукальные деньги. Обычай дарить детям на Хануку деньги, порой немалые, особенно распространен среди американских евреев.

Кроме того, во время традиционных детских праздников на Хануку устраивают игры со специальным волчком, который на идише называется дрейдл, а на иврите‏‎ — севивон. На гранях волчка написаны буквы ивритского алфавита, напоминающие о ханукальном чуде. Играют в волчок по специальным правилам, на деньги или сладости.

Add a Comment