КУПОЛ • Большая российская энциклопедия - электронная версия

Купол Шахской мечети в Исфахане. 1612–66. Архитектор Абу-ль-Казем.Фото А. И. Нагаева

КУ́ПОЛ (итал. cupola – ку­пол, свод, от лат. cupula, умень­ши­тель­ное от cupa – боч­ка), про­стран­ст­вен­ная не­су­щая кон­ст­рук­ция верх­ней (пре­иму­щест­вен­но) час­ти зда­ния или со­ору­же­ния, по фор­ме близ­кая к по­лу­сфе­ре ли­бо др. по­верх­но­сти вра­ще­ния вы­пук­лой на­ру­жу кри­вой во­круг вер­ти­каль­ной оси. От вер­ти­каль­ной на­груз­ки в К. воз­ни­ка­ют го­ри­зон­таль­ные уси­лия (рас­пор), ко­то­рые пе­ре­да­ют­ся на под­дер­жи­ваю­щую его кон­ст­рук­цию или вос­при­ни­ма­ют­ся ниж­ним (опор­ным) коль­цом са­мо­го К. При­ме­ня­ет­ся для пе­ре­кры­тия круг­лых, эл­лип­ти­че­ских или мно­го­уголь­ных в пла­не по­ме­ще­ний без до­пол­нит. про­ме­жу­точ­ных опор.

Купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (внутренний вид). 1818–58. Архитектор О. Р. де Монферран.

К. из кам­ня и обож­жён­но­го кир­пи­ча поя­ви­лись в древ­но­сти, пер­во­на­чаль­но – в ви­де т. н. лож­ных К., в ко­то­рых го­ри­зон­таль­ные ря­ды клад­ки, на­ви­сая один над дру­гим, не пе­ре­да­ют сте­нам уси­лий рас­по­ра («гроб­ни­ца Ат­рея» в Ми­ке­нах, ок. 1350–1250 до н. э.). Важ­ное зна­че­ние по­лу­чил К. в ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Ри­ма с раз­ви­ти­ем клин­ча­тых арок, сво­дов и осо­бен­но по­сле изо­бре­те­ния бе­то­на. Пе­ре­кры­вая без опор боль­шое по­ме­ще­ние в цен­трич. со­ору­же­ни­ях, К. уси­ли­вал его роль в ар­хит. ком­по­зи­ции, при­да­вал ему про­стор и тор­жеств. ве­ли­че­ст­вен­ность, не­ред­ко об­раз­но вы­ра­жая идею си­лы и не­зыб­ле­мость ре­лиг. пред­став­ле­ний (гран­ди­оз­ный кес­со­ни­ро­ван­ный К. Пан­те­о­на в Ри­ме). В ви­зант. ар­хитек­ту­ре ши­ро­ко при­ме­ня­лись К. на тром­пах и па­ру­сах (поя­вив­ших­ся ещё в зод­че­ст­ве Древ­не­го Ри­ма и Ира­на эпо­хи Са­са­ни­дов), что по­зво­ля­ло воз­во­дить К. над по­ме­ще­ни­ем с лю­бой кон­фи­гу­ра­ци­ей пла­на (Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле). В сред­ние ве­ка раз­но­образ­ные по кон­ст­рук­ции К. в Ев­ро­пе и на Кав­ка­зе воз­во­ди­ли гл. обр. в хра­мах кре­сто­во-ку­поль­ной сис­те­мы [напр., храм Джва­ри близ Мцхе­ты (Гру­зия), ц. Св. Рип­си­мэ в Эч­ми­ад­зи­не (Ар­ме­ния)], а в феод. го­су­дар­ст­вах Ср. Азии и Ближ­не­го Вос­то­ка К. при­ме­ня­лись для пе­ре­кры­тия цен­трич. зда­ний.

С осоз­на­ни­ем ро­ли К. не толь­ко в ин­терь­е­ре, но и во внеш­нем об­ли­ке зда­ния из­ме­ня­ют­ся на­руж­ные очер­та­ния К. от­но­си­тель­но внут­рен­них, а за­тем над ним по­яв­ля­ют­ся внеш­ние обо­лоч­ки (от­ли­чаю­щие­ся по очер­та­ни­ям от соб­ст­вен­но К.), обыч­но в ви­де кри­во­ли­ней­но­го по­кры­тия по де­рев. стро­пи­лам (ран­ний при­мер – К. Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра в Ве­не­ции, 9–11 вв.). К. с внеш­ни­ми обо­лоч­ка­ми, за­вер­шав­шие обыч­но вер­ти­каль­ные объ­ё­мы куль­то­вых зда­ний и соз­дан­ные с учё­том ар­хит. или при­род­но­го ок­ру­же­ния, по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ис­лам­ском зод­че­ст­ве (ме­чети: Ку­пол ска­лы в Ие­ру­са­ли­ме, кон. 7 в.; Би­би-Ха­ным в Са­мар­кан­де, 1399–1405, имею­щая внеш­ний и внутр. К., и др.) и в рус. ср.-век. ар­хи­тек­ту­ре (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, Со­фий­ский со­бор в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, сер. 11 в.; хра­мы вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской шко­лы, 12 – 1-я пол. 13 вв.).

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния трак­тов­ка К. как гра­до­стро­ит. до­ми­нан­ты рас­про­стра­ня­ет­ся в ар­хи­тек­ту­ре Зап. Ев­ро­пы – на­чи­ная с К. со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре во Фло­рен­ции (1417–71, арх. Ф. Бру­нел­ле­ски), где впер­вые двой­ная обо­лоч­ка К. свя­за­на ка­мен­ны­ми рёб­ра­ми жё­ст­ко­сти и де­рев. коль­ца­ми в еди­ную кон­ст­рук­цию, и за­кан­чи­вая К. Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра в Ри­ме (1506–1614, арх. Ми­ке­ланд­же­ло). К. час­то за­вер­ша­ли куль­то­вые зда­ния и в эпо­ху ба­рок­ко и клас­си­циз­ма 17–18 вв. С кон. 18 в. К. ста­ли ис­поль­зо­вать­ся в свет­ских по­строй­ках.

Со 2-й пол. 19 в. вме­сто кир­пич­ных и ка­мен­ных К., не­дос­тат­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся боль­шой собств. вес и тру­до­ём­кость воз­ве­де­ния, всё ши­ре при­ме­ня­ют­ся К. с ме­тал­лич. кар­ка­сом (впер­вые по про­ек­ту арх. О. Р. де Мон­фер­ра­на для К. Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра) и ос­тек­ле­ни­ем (ку­пол Аль­берт-хол­ла в Лон­до­не), К. из де­ре­ва и же­ле­зо­бе­то­на. В 20 в. с по­яв­ле­ни­ем тон­ко­стен­ных сво­дов-обо­ло­чек, а так­же с раз­ви­ти­ем ме­тал­лич. кон­ст­рук­ций (но­вый ку­пол зда­ния Рейх­ста­га в Бер­ли­не, 1994–99, Н. Фос­тер), мо­но­лит­но­го и сбор­но­го же­ле­зо­бе­то­на рез­ко уве­ли­чи­лось мно­го­об­ра­зие кон­струк­ций и форм К.: поя­ви­лись К. реб­ри­стые, реб­ри­сто-коль­це­вые, с вол­ни­стой внутр. по­верх­но­стью, а так­же «гео­де­зи­че­ские» Р. Б. Фул­ле­ра (диа­мет­ром до 150 м), сбор­ные за­мо­но­ли­чен­ные ку­по­ла П. Л. Нер­ви и др. С сер. 20 в. со­ору­жа­ют­ся но­вые ти­пы К.: из по­ли­мер­ных ма­те­риа­лов, с двой­ной на­дув­ной обо­лоч­кой (лет­ний па­виль­он ху­дож. га­ле­реи «Сер­пен­тайн» в Лон­до­не, 2006, арх. Р. Кол­хас) и др. См. так­же Гла­ва.

Рубрика: Православный храм

Церковный купол — история, виды, символизм

Узнайте все самое интересное и важное о церковном куполе, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Что такое купол храма?

Куполом называют пространственное перекрытие зданий или помещений, по форме близкое к полусфере. В Православии церковный купол используется как важный архитектурный и декоративный элемент храмов и часовен.

Мы так привыкли к куполам, что уже не мыслим себе храмов без них. Хотя главная деталь навершия церкви это крест. Церковь без купола, но с крестом — всё та же православная церковь А вот храм без креста — это уже не православное, а относящееся к другой конфессии культовое сооружение.

церковный купол
Купола пятиглавого православного храма

Особенности храмовых куполов

Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.

Шлемовидный купол

Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире. 

Сферический купол

Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.

Шатры

Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.

Купола-луковицы

Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.

Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.

Другие виды храмовых куполов

Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии. 

Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Цвета куполов и их значение

Почему купола церквей золотые? Дело в том, что цвет куполов православных храмов тоже имеет значение. Золотой цвет — самый распространённый. Золотые купола обычно ставят над храмами в честь великих праздников — Рождества, Благовещения, Сретения (Успенский, Благовещенский и Архангельский кремлёвские соборы).

В наше время сложная и затратная технология нанесения на основу купола сусального золота уступила место способу нанесения нитрида титана. Современный аналог который куда менее капризен в уходе и куда более долговечен.

Синие купола со звёздами обычно красуются над церквями Рождества Христова или над храмами, посвящёнными Божьей Матери. В первом случае звёзды на синем фоне символизируют Вифлеемскую звезду, указавшую на место рождения Спасителя. Во втором — на покров Пресвятой Богородицы, который на иконах нередко изображается синим и со “звёздным” узором (Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге).

Серебряный цвет на куполах встречается довольно редко. Он символизирует чистоту и святость. Храмы с куполами серебряного цвета почти всегда освящены в честь святых (Софийский собор в Новгороде). Чёрный цвет куполов встречается ещё реже. Этот цвет в православии связан с монашеством, из-за чего чёрные матовые купола украшают в основном монастырские храмы (собор Донского монастыря в Москве).

Зелёный цвет в Православии — символ Святого Духа. Поэтому чаще всего зелёные купола возвышаются над храмами в честь Святой Троицы (храмовый комплекс “Кулич и пасха” в Санкт-Петербурге).

Последний вид куполов — разноцветный, который встречается реже всего. Он известен нам по таким монументальным произведениям русского православного зодчества, как собор Василия Блаженного в Москве и “Спас на крови” в Санкт-Петербурге. Разноцветные купола свидетельствуют верующим о неописуемой красоте Царства Небесного.

Add a Comment